ПРАВИЛА!

(СМ. ниже файл с этими правилами

+ Звуко-букв. разбор)

 

Русский язык

 

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

 

    Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

 

 

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

 

     Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

 



Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

     Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

 

     Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или непарный звонкий согласный звук [Н].

Например, пруд – пруды, узкий – узок, зуб – зубной.

 

 

Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

     Буквосочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака (Ь).

Например, точка, речной, почта, помощник, птенчик.

 

 

Орфограмма

«Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

     Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – это орфограммы.

·         ЖИ-ШИ – с буквой И;

·         ЧА-ЩА – с буквой А;

·         ЧУ-ЩУ – с буквой У.

Например, жизнь, шина, чашка, щавель, щука, чулок.

 

 

Орфограмма

«Разделительный мягкий знак (Ь)».

      Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

      В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й,] и последующий гласный звук.

Например, платье, воробьи, чутьё, эскадрилья, льют.

 


 

Математика

Компоненты сложения:

Слагаемое + слагаемое = сумма

Например, 2 + 3 = 5

 

Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

? + 3 = 5

5 - 3 = 2

 

Переместительное свойство сложения

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

a + b= b + a

 

 

Компоненты вычитания:

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

Например, 7 – 4 = 3

 

Как найти уменьшаемое?

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

? – 4 = 3

4 + 3 = 7

 

Как найти неизвестное вычитаемое?

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

7 - ? = 3

7 – 3 = 4

 

 

 

Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Например, на сколько 8 больше 5?

8 – 5 = 3

 

Однозначные числа

Числа, которые записывают одной цифрой называют однозначными (содержат только разряд единиц)

Например, 2, 3, 6, 8

 

Двузначные числа

Числа, которые записывают двумя цифрами называют двузначными.

(содержат разряд десятков и разряд единиц)

Например,

24 = 2 десятка 4 единицы

38 = 3 десятка 8 единиц

50 = 5 десятков 0 единиц

 

 

Как к двузначному числу прибавить двузначное число (устно)?

Чтобы сложить двузначные числа надо к десяткам прибавить десятки, к единицам - единицы

23 + 35 = 58

2 дес + 3 дес = 5 дес

3 ед + 5 ед = 8 ед

5 дес 8 ед = 58

 

Как из двузначного числа вычесть двузначное число (устно)?

Чтобы вычесть из двузначного числа двузначное число надо из десятков вычесть десятки, из единиц - единицы

32 - 21 = 11

3 дес - 2 дес = 1 дес

2 ед - 1 ед = 1 ед

1 дес 1 ед = 11

 

Четные числа

Числа, которые делятся на 2, называют четными.

2, 4, 6, 8, 10…

 

Нечетные числа

Числа, которые не делятся на 2, называют нечетными.

1, 3, 5, 7, 9, 11…

 

Уравнение

Уравнение – это равенство с неизвестным компонентом.

23 + х = 41

 

Что значит решить уравнение?

Решить уравнение – значит найти значение неизвестного компонента (корня).

х = ?

 

Прямоугольник

Четырехугольник, у которого все углы прямые, называют прямоугольником.

 

 

 

 

Квадрат

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

 
 

 

 

 

 

 

 

Периметр

Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон.

P = a + a + b + b

 

 

Сложение в столбик

Объяснение:

  24

+43_

 

1. Сумма чисел 24 и 43.

2. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

3. Складываю единицы. 4 + 3. Получается 7. Записываю под единицами.

4. Складываю десятки. 2 + 4. Получается 6. Записываю под десятками.

5. Сумма чисел 24 и 43 равна 67.

 

Вычитание в столбик

Объяснение:

  24

- 13_

 

1. Разность чисел 24 и 13.

2. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

3. Вычитаю единицы. 4 - 3. Получается 1. Записываю под единицами.

4. Вычитаю десятки. 2 - 1. Получается 1. Записываю под десятками.

5. Разность чисел 24 и 13 равна 11.

 

Вычитание в столбик с переходом через десяток

 

Объяснение:

  64

- 16_

 

1. Разность чисел 64 и 16.

2. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

3. Вычитаем единицы. Из 4  вычесть 6 нельзя, занимаем один десяток из десятков уменьшаемого. Чтобы не забыть ставим точку над десятками.

14 – 6 = 8. Записываю под единицами.

 

4. Теперь вычитаем десятки из десятков. Мы занимали один десяток у уменьшаемого:

6 десятков  – 1 десяток = 5 десятков. 5 – 1 = 4. Записываю под десятками.

5. Разность чисел 64 и 16 равна 48.

 

Сложение в столбик с переходом через десяток

 

Объяснение:

    1

  64

+ 17_

 

1. Сумма чисел 64 и 17.

2. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

3. Складываем единицы. К 4  прибавляю 7. Получаю 11. Число 11 – двузначное число. Записываю единицы под единицами, а один десяток запоминаю. Чтобы не забыть десяток, записываю над десятками цифру 1.

4. Теперь складываю десятки с десятками. 6 + 1 = 7, да ещё мы запоминали 1 десяток = 8. Записываю под десятками.

5. Сумма чисел 64 и 17 равна 81.

 

 

Прикрепленные файлы: