Личностями становятся!

Слово бессменному директору нашей школы № 422 "Перово" на протяжении 47 лет Октябрине Абрамовне Евниной, заслуженному учителю Российской Федерации:

Я думаю, что в школе надо воспитывать человека мыслящего, сопереживающего, умеющего общаться с людьми. Как бы пафосно это ни звучало - нужно воспитывать личность. Говорят, личностями не рождаются, ими становятся. Но чтобы воспитать личность, надо быть личностью самому. Вот почему в современном обществе так остро встает проблема личности Учителя. Ведь от Учителя зависит судьба будущего поколения, а значит и судьба общества, и его будущего. Это огромная ответственность.
Школе нужны учителя, которые идут в школу по призванию. Мне кажется, что «случайные» люди редко выбирают профессию учителя, а, выбрав, понимают, что это не их «история», легко расстаются с ней. Остаются учителя не только по профессии, а, главным образом, по духу, кто предан детям. И их вряд ли воспитывали особым образом, готовя непременно в учителя. Их призвание - в душе, в сердце, которое они «отдают детям».
В моем понимании, принцип отбора студентов педагогических вузов и систему подготовки учителей в нашей стране нужно серьезно менять. Думаю, что на вступительных экзаменах в педагогические вузы неплохо бы тестировать на предмет соответствия будущей профессии учителя и даже проводить творческий конкурс. Я убеждена, на призвание учителя следует смотреть как на дар от природы, от рождения, а может и от Бога. Этот дар проявляется уже в детях ранним стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности спокойно и сердечно руководить другими. Ну и, конечно, искренняя любовь к человеку, любовь к учительскому труду.
Не имеющий призвания, но выбравший эту профессию только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, и для детей – мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, работа не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию повыгоднее и, не находя ее, считает себя жертвой, хотя на самом деле жертвой является школа. Считая свое занятие временным, недовольный учитель не заботится о профессиональном росте, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне школы и заботится больше о своем спокойствии, чем о развитии, благе доверенных ему учеников.
Как в басне И. А. Крылова: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» А учитель и есть музыкант. Только вместо инструмента у него детская душа, струны которой нужно задевать нежно, бережно, чтобы не порвать их, не навредить этой душе. Нужны годы, чтобы стать настоящим учителем, понимать всю важность своего труда, ответственность, которую взвалил на себя каждый, пожелавший служить этой профессии. Именно – служить.
Уверена, что официальное мнение, что учитель – профессия массовая – в корне неверно. Образование в этой профессии не главное, хотя, безусловно, необходимое условие. Мой опыт позволяет мне утверждать: в учителя должны идти люди, которые без этого жить не могут. Когда мы сталкиваемся с негативными поступками детей в школе, мы должны понимать, что это результат того, что учитель вовремя не разглядел проблему, не предупредил её. С детьми обязательно надо уметь разговаривать, дети должны доверять своему учителю, чувствовать в нем не только наставника, но и старшего друга, готового помочь. Если именно так будут складываться отношения учителя и ученика, то вряд ли ребенок не оценит доброты и заботы своего учителя, захочет его подвести или не оправдать доверия, вести себя недостойно.
Я не считаю, что каждый учитель должен быть со всеми «душа нараспашку». Но совершенно уверена, что для учителя душа – это критерий профессиональной пригодности. Да, все не могут быть безмерно талантливыми педагогами, но каждый должен самосовершенствоваться, стремиться узнавать большее, а значит передать ученикам и своё стремление, и свой интерес к изучаемому предмету.
Очень многое начинается с семьи. Уважение к учителю нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Если родители с уважением говорят о своих учителях, а потом и об учителях, которые будут обучать их детей, то и ребёнок никогда не позволит себе оскорбить учителя. Хотя, опять же повторюсь, настоящему учителю не нужно специально заботиться о своём авторитете. Авторитет – это ведь прежде всего отношение учеников к своему учителю. Учитель – ключевая фигура XXI века. В этом я не сомневаюсь.